Ноты для домбры

Былкылдак — Таттимбет

Скачать ноты для домбры кюй Былкылдак - автор Таттимбет

Краткая биография жизни и творчества Таттимбета.

1

Скачать ноты

Происхождение кюя Былкылдак
Дошел до нас в исполнении Абикена Хасенова. Включен в настоящий сборник по нотной записи академика А. Жубанова. Приведем две легенды о происхождении данного кюя.
В краях, где жил Таттимбет, был прекрасный джайляу Былкылдак, который очень нравился Таттимбету. От мелодии кюя, посвященного композитором этому джайляу, слышится журчание родниковой воды, шуршание трав, пение птиц в роще. (У. Бекенов. «Сарыжайлау», с. 7).
А.В. Затаевич, осуществивший первую нотную запись этого кюя, писал: «Интересный и игральный кюй, своеобразность коего заключается в его одноголосии. Бесконечной лентой развивается бодрая и волнообразная мелодия, в середине песни постепенно повышаясь, а затем ниспадая». (Затаевич А.В. 500 казахских песен и кюев. Алматы, 1981. Стр. 286, 306, примечания).
Вторая легенда о происхождении кюя «Былкылдак» приведена в книге А. Жубанова «Струны столетий».
Таттимбет в одной из своих поездок по реке Есиль остановился у одного человека, дочь которого, как он слышал, была известна своей игрой на домбре. После обычных расспросов о здоровье хозяина и о благополучии их скота Таттимбет просит дать ему домбру этой девушки и, настроив ее по-своему, исполняет несколько кюев безвестных авторов. Девушка не остается в долгу — она также исполняет несколько замечательных кюев. Таттимбет играет во второй раз, почти исчерпывая свой запас, и уже считает себя победителем, думая, что девушка не сможет сыграть так много кюев. Однако, против ожидания Таттимбета, дочь хозяина не отстает от него. Не допуская и мысли о том, что девушка может оказаться победительницей в соревновании с мужчиной, Таттимбет стремится хоть как-нибудь выйти из этого состязания неопозоренным.
Пока домбристка играла свой последний кюй, Таттимбет показал фокус, при помощи которого, пусть даже и не строго музыкальным путем, но можно попытаться спасти свою мужскую честь. Он снимает сапоги и большим пальцем правой ноги щиплет струну, левой рукой поводя по грифу. При этом он исполняет кюй, который не был еще известен девушке. Девушка не могла показаться мужчине босой, поскольку это запрещено исламом, и должна была признать себя побежденной. Хозяева, узнав, что их гость Таттимбет, устраивают ему радушный прием. Погостив здесь несколько дней, Таттимбет уезжает с богатыми подарками. Говорят, что кюй, который был сыгран тогда Таттимбетом, назывался «Былкылдак» (А. Жубанов. «Струны столетий», с. 195- 196).

16.04.2013

Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика