Ноты для домбры

Казангап

КазангапКазангап Тлепбергенулы (1854-1927) - известный казахский композитор, кюйши. Родился и вырос в местечке Акбауыр Куландинского перешейка на Аральском море. Похоронен в родных краях, возле аула Айшуак. Происходит из древнего племени шанышкылы старшего жуза. По родословным данным из рода Акарыс старшего жуза происходит Кейки би, от него родился Тобей. У Тобея было 4 сына: Майкы, Когам, Мекире, Куилдар. От Когама родились Канлы и Шанышкылы. У Шанышкылы было 4 сына: Корбака, Даркан, Кырыксадак, Бектау. Предки Казангапа восходят к Кырыксадаку.

Зависимость младшего жуза от Росии привела к различным социально-политическим изменениям, в том числе стала причиной того, что там раньше произошел распад родоплеменного единства. С самых ранних лет Казангап слышал о восстаниях Сырыма, Исатая и Махамбета, Бекета батыра. Позже он и сам стал свидетелем многих бедствий.

Казангап стал пасти скот еще ребенком. В течение десяти лет, проведенных при отаре, он не расставался с домброй. Будущий композитор научился выражать свои чувства и восприятие мира языком кюев. Повзрослев, Казангап решил полностью посвятить себя домбре, и попросил на это разрешения у родителей. Начинающий домбрист встретился с известными мастерами - Торешем в Донызтау-Акколке, с Орынбаем и Курманиязом - в Бескале, с Усен торе в Оренбурге и с другими. Объездив вдоль и поперек побережье Арала, Устюрт, окрестности Мангыстау, Актобе, Ыргыза, Костаная, Троицка, Оренбурга, он "впитал" в себя все народные мелодии и кюи. Неоднократно участвуя в состязаниях кюев, Казангап отточил свое мастерство. Все это способствовало расцвету его таланта, вдохновляло на дальнейшее творчество.

Во время поездки к каракалпакам Казангап познакомился с девушкой по имени Балжан, они решили соединить свои судьбы. Но в связи с бедностью старых родителей он не смог приехать к невесте вовремя, как обещал. Позже, по прихоти судьбы, он встретился с Балжан, уже вышедшей к этому времени замуж. Балжан с открытой душой призналась ему: "Так сложилась судьба. Я не виновна; я прождала два оговоренных срока. Вы сами виноваты, между нами не должно быть обид. Всю оставшуюся жизнь вы можете посвящать свои мелодии нашей несостоявшейся любви."

Казангап так и сделал, всю оставшуюся жизнь его вдохновляла на творчество чистота и красота Балжан. Среди сочиненных им произведений целый цикл кюев посвящен девушке Балжан.

Вообще, Казангап - эпический кюйши. В его кюях глубоко представлены и прошлое, и настоящее, и будущее казахов. Историческому прошлому казахов посвящен кюй "Ногайлы боскыны" (Ногайские беженцы); указы царя шестнадцатого года он переживает вместе со всеми, об этом звучат его кюи "Журтта калган", "Окоп". Коренные изменения в жизни народа, произошедшие после Октябрьской революции, композитор сравнивает с великим кочевьем. Об этом он рассказывает в кюе "Кызыл керуен". Кюи "Майда коныр", "Учитель", "Отти-ау дуние", "Кокил" посвящены красоте жизни, он раздумывает о настоящем и будущем народа.

Казангап является представителем реалистической школы искусства, сформировавшейся в социально-духовной жизни казахского народа в конце XIX-начале XX веков, талантливо изобразившим жизнь народа в скорбные времена.

Список произведений Казангап
Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика