Ноты для домбры

Сылкылдак — Таттимбет

Скачать ноты для домбры кюй Сылкылдак - автор Таттимбет

Краткая биография жизни и творчества Таттимбета.

Слушать и скачать mp3 кюй Сылкылдак в исполнении Абикена Хасенова

1

2

Скачать ноты

Происхождение кюя Сылкылдак
Этот кюй дошел до нас в исполнении Абикена Хасенова. Нотная запись осуществлена нами с пластинки с кюями Таттимбета, вышедшей в 1990 году.
Относительно происхождения кюя Сылкылдак в работе А. Жубанова «Струны столетий» приводится такая легенда:
Приблизительно к концу сороковых годов Таттимбет на год перекочевывает к найманам, чтобы всю зиму и лето пасти свои табуны на их землях — это называется у казахов «жылкуда», то есть «сват на год». Таттимбет участвует и здесь в тоях и вечерах, в играх и состязаниях. На одном из празднеств он встречается с бойкой девушкой, которая при джигитовке, байге и других конных играх, кроме козлодрания, одевалась в мужское одеяние и участвовала в них наравне с мужчинами. Девушка эта умела петь и слыла самой сильной домбристкой в своей округе. Она играла много кюев как современных, так и старых, передающихся из поколения в поколение, сопровождала их интересными комментариями. Недурно владела она и речью. Свои рассказы о содержании кюев домбристка всегда вела на высоком поэтическом уровне. Словом, она была гордостью рода найман.
И с этой девушкой, прозванной «еркек шора», то есть «как мужчина», состязался на домбре Таттимбет. Они сыграли много кюев. Гордая девушка знала себе цену. Она была уверена в том, что «не всякий табунщик ей чета». Поэтому она ничуть не смутилась, когда вошел Таттимбет, ставший к тому времени известным, как выдающийся кюйши этих мест. Она, конечно, гостеприимно встретила молодого человека с приятной внешностью, сама в знак уважения налила ему чаю, и ее обходительность тронула Таттимбета. После чая Таттимбет вежливо попросил у девушки ее домбру. Однако она не сразу подала домбру гостю, а слегка улыбнувшись, стала играть на ней и только после этого вручила инструмент Таттимбету. Тем самым она дала понять гостю: «Хоть ты и прославленный кюйши рода Аргын, я тебя не боюсь». По обычаям того времени, девушка теперь должна была защищать не только свою, но и честь всего рода найманов. Собравшиеся вокруг с нетерпением ждали, когда же начнется настоящее состязание.
Соперники обменялись несколькими прекрасными кюями. Однако после исполнения пяти-шести кюев состязание приняло острый характер. Словно войдя в азарт, будто вырывая домбру из рук друг друга, они стали исполнять одни кюи за другими. Слушатели посчитали, что Таттимбет сыграл сорок кюев, девушка же остановилась на тридцать девятом. Таким образом, она считалась побежденной.
Рассказывают, что сороковым кюем Таттимбета был известный сегодня «Сылкылдак». Таттимбет посвятил его прекрасной девушке-домбристке, которая состязалась с ним. Этот кюй резко выделяется среди общеизвестных кюев того времени своей оригинальностью. Слово «Сылкылдак» можно перевести как смеющийся, что вполне соответствует характеру произведения.

16.04.2013

Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика