Ноты для домбры

Таттимбет

tattimbetУ всех людей судьбы разные. Известно, что, несмотря на дарование и вдохновение, которые Сегиз Сери, Курмангазы, Биржан сал, Акан Сери, Жаяу Муса получили от природы, жизнь их не была так уж счастлива. Поэты не вписывались в свою среду, жизнь их прошла в борьбе с властными богатыми самодурами. А судьбы Даулеткерея и Таттимбета, занимающих особое место в искусстве кюя казахского народа, складывались по-другому. Оба они выросли в состоятельных семьях и не испытали материальных лишений. Но мелодии, трогающие душу и сознание, не рождаются от сытого благодушия и самодовольства. В жизни много явлений, волнующих мысли и чувства людей искусства.

Места, где вырос Таттимбет, окрестности Каркаралы нынешней Карагандинской области, представляют собой прекрасные благодатные края, изобилующие зеленью и чистой водой. Таттимбет вырос в среде, полной веселья, празднеств, развлечений, среди полного достатка.

Природное дарование помогло Таттимбету усовершенствовать музыкальные навыки, полученные у местных исполнителей кюев, стать лучшим из них. Виртуозно владеющий домброй, он становится душой компаний. Рассказывают, что однажды, состязаясь в исполнении кюев с девушкой-домбристкой, которая не сдавалась, хотя и было исполнено уже 39 кюев, Таттимбет взял тем, что снял обувь и сороковой кюй исполнил пальцами ног. В те времена девушке неприлично было снимать свою обувь и показывать пальцы ног, тем самым она была вынуждена признать себя побежденной. Среди веселья, среди прекрасных девушек-домбристок и были созданы Таттимбетом такие, полные радостного настроения, кюи как "Былқылдақ", "Сылқылдақ".

Местные правители брали талантливого юношу с собой на большие гулянья, празднества. Есть предание, что на одном большом празднестве искусный джигит так исполнил кюй, что заплясал его сивый иноходец. Благодаря своему искусному исполнению, Таттимбет вместе с делегацией совершил путешествие в Петербург.

Позади остались безоблачные дни, проведенные среди своих близких, на небе стали собираться тучи. В те годы начинается процесс быстрой колонизации казахских земель, отбираются у казахского населения плодородные земли, леса и пастбища. Выходцы из России стали густо заселять одни из самых лучших земель страны, окрестности Каркаралы. Русские стали строить дома у рек и родников, сажать картофель на жайлау, устанавливать крепости. Реакцией на все это Таттимбета, переживающего за происходящее и думающего о будущем, были созданные им кюи "Кокейкести", "Сарыжайлау". В этих кюях, которые всегда будут жить в памяти народа, говорится о том, что жизнь скоротечна и печальна.

Такен Алимкулов, автор прекрасного рассказал о Таттимбете, пишет: "Все хорошее в жизни кюйши связывал с Сарыжайлау, безмерно радовался за жайлау, испытывал из-за них душевные муки: его кюи наполнены и радостью, и печалью. В мелодиях, выражающих восторженную радость от лицезрения пышного расцветшего летнего жайлау, сквозят грустные, печальные звуки. Это исповедь тонко чувствующего человека, который понимал, что и жизнь сама меняется, обновляется. Это живая летопись вечно обновляющихся лета и Сарыжайлау".

Кюи Таттимбета исполняются оркестром в операх "Кыз Жибек", "Абай", в симфонических произведениях, продолжают вечно жить в сердце народа.

Список произведений Таттимбета
Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика