Ноты для домбры

Торт толгау (Арнау) — Тока

Скачать ноты для домбры кюй (куй) Торт толгау (Арнау) - автор Тока

Краткая биография жизни и творчества Тока.

Этот цикл произведений, состоящий из четырех кюев, дошел до нас в исполнении Мухамеджана Тлеуханова. Взят из антоло­гии кюев «Мангилик сарын».

1

2

Скачать ноты

Происхождение кюя Торт толгау
Существует две легенды о происхождении данного произве­дения.
1. Легенда приведена в книге о казах­ской народной музыке.
2. Когда Токе перевалило за восемьдесят, умирает его 46-летний сын Жалмагамбет (1912 г.), который успел выделиться из своей среды и завоевать авторитет в наро­де. В том году выпал глубокий снег, и вес­ною могила Жалмагамбета остается под вешними водами. Очень расстроенный этим событием, Тока хочет перезахоронить ос­танки сына, но местные муллы, ссылаясь на запрет религии на перезахоронение мусуль­манина, воспротивились намерениям Токи.
— В ваших священных книгах записано о том, что могила усопшего должна лежать под водою, покажите мне это. Что касается рая, если есть на свете справедливость, раз­ве мой Жалмагамбет не достоин ее? Если нет, то этот рай можно превратить в коров­ник, — сказал Тока. «Торт толгау» Токы посвящен этой веренице печальных собы­тий в жизни его семьи. Это произведение, состоящее из четырех кюев, составляет единый цикл. Смерть взрослого, успевшего завоевать авторитет и уважение в народе сына — первое горе. Страдание, боль близ­ких умершего — второе горе. Неожиданное затопление последнего пристанища покой­ного — третье горе. Неодобрение невежест­венными муллами намерения Токы перезахо­ронить тело сына и связанные с ним пересуды и сплетни — четвертое горе. Тока мог излить свою душу только своей домбре. Раздумья о смысле и перипетиях жизни, го­речь утраты, переживания за своих близких вылились в торжественно-печальную мело­дию, в цикл четырех кюев: «Ескерту», «Арнау», «Ана журеги», «Немере зары». Проиг­норировав сопротивление мулл, Тока дал указание перезахоронить тело Жалмаганбета. Пригласив жигитов, понимающих его душевное состояние и разделяющих его на­мерение, Тока сказал: «Если это грех, то беру на себя. Не могу же я жить спокойно, когда останки моего сына каждую весну оказываются под талыми водами. Идите, от­кройте могилу сына, если его тело не разло­жено, то откопайте его и сообщите мне».
Тело, захороненное зимою, сохранилось без всяких изменений. Жалмагамбет лежал, будто спал. Мать Жалмагамбета Корик про­изнесла длинный жоктау. Токе был не толь­ко кюйши, вместе с тем, он не был лишен и поэтического дара. Существует версия, что автором жоктау был сам Тока.
Последний кюй цикла под названием «Немере зары» («Плач внука»), связан с именем внука Токы, сына Жалмагамбета — Хамита. В то время Хамит еще был подрост­ком, но отлично понимал происходящее. С душераздирающим криком «коке» он бро­сился на мертвое тело отца, что произвело очень тягостное впечатление на окружаю­щих. Этому эпизоду и посвящен кюй «Не­мере зары». (Акселеу Сейдимбек. «Куй шежире», с. 310-312).

11.09.2013

Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика