Ноты для домбры

Ыхлас

ЫхласЫхлас (1843—1916) получил кобыз по наследству. Семейной реликвией его рода было искусство баксы, которое передавалось от одного поколения к другому. Прадеды, дед, отец Ыхласа свято верили в таинственную силу кобыза и музыки, считали, что кобыз оберегает их дом от злых духов — албасты и связывали с ним благополучие, здравие и продолжение своего рода. Отец Ыхласа передал сыну все свои знания, но не слава большого баксы, а судьба великого музыканта-кюйши ожидала его. Ыхлас вывел кобыз из узкой сферы ритуального употребления.

Творчество Ыхласа глубоко традиционно: кюи «Шынрау» («Дно»), «Жез-киик» («Медная сайга») являются музыкальной интерпретацией широко бытующих среди народа легенд, кюи «Камбар» (имя батыра) и «Казан» (название крепости) преемственно связаны с эпическими сказаниями, «Кертолгау»,. «Коныр» («Раздумье») сочинены в традиционных жанрах инструментальной музыки, «Ерден» (имя) и «Айрауыктын ашы кюи» («Горький кюй Айрауыка») — кюи-плачи. В своем творчестве Ыхлас обращался к сюжетам, которые были популярны, известны и отражали миропонимание и эстетические идеалы народа.

Творчество Ыхласа отличалось необычайным единством стиля, обусловленным наличием общих для всех его кюев формульных мотивов и тем. Каждая устойчивая мелодическая формула представляла высокую концентрацию содержания, определенный образ и характер. Связанные с обрядовой музыкой шаманского ритуала, мотивы в течение ряда столетий были непосредственно включены в жизнь казахов. Именно поэтому искусство Ыхласа было понятно и глубоко волновало самых различных слушателей. Хотя формульные мотивы и темы были типизированы по содержанию и интонационному строю, в кюях Ыхласа они представали в живом, творчески активном облике, отличались большой гибкостью формы и ритма. Ыхлас придерживался и традиционализма: повторность разделов, тем, мотивов, отдельных звуков в его кюях можно соотнести функционально с повторами магических формул и заговоров. В обрядовой музыке Ыхлас значительно обогатил технику игры на кобызе, открыл новые выразительңые возможности инструмента.

Опираясь на традицию, Ыхлас создал для кобыза самые совершенные кюи. Его искусство — яркая вершина кобызовой традиции.

Понравилось?! Поделись с друзьями:
Яндекс.Метрика